«Свободная пульсирующая композиция» Лейфа Сегерстама как индивидуальный алеаторный проект

Irina V. Koposova

Аннотация


Статья посвящена характеристике «свободной пульсации» – композиторской техники, которая сложиласьв творчестве Лейфа Сегерстама, крупного финского композитора и дирижёра. Творчество Сегерстамаудивляет необыкновенной продуктивностью: на сегодня он является автором свыше трёхсот симфоний,а также многочисленных сочинений в иных жанрах. Подобную творческую активность определили те способысочинения, к которым пришёл финский автор.Их становление заняло длительный промежуток: «свободная пульсирующая фаза» у Сегерстама началасьв середине 1970-х, а основные особенности авторской техники определились только к концу 1990-х.В окончательном варианте метод «свободной пульсации» оказался связан с симфонической сферой: егодемонстрируют сочинения, возникшие начиная с 2000-х. Они представляют собой одночастные сонорныекомпозиции единого хронометража, исполняемые без дирижёра (по Сегерстаму – опираются на «встроенныйдирижёрский механизм»). Музыкальная ткань в них основана на алеаторном контрапункте с нежёсткосинхронизированными между собой партиями. Форма симфоний состоит из нескольких (от 5 до 8) блоков,в которых чередуются разделы более и менее контролируемые.В целом особенности «свободной пульсирующей композиции» позволяют считать её индивидуальнойверсией алеаторики и видеть прообразы в американском искусстве 1960-х, в творчестве Эрла Брауна,Крисчена Вулфа.

Ключевые слова: Сегерстам, алеаторика, алеаторная симфония, техника свободной пульсации, встроенныйдирижёрский механизм.

Полный текст:

PDF

Литература


Akho K. Finskaya muzyka posle Sibeliusa: doklad [Aho K. Finnish Music after Sibelius: the Report]. Helsinki, 1989. 28 p.

Denisov E. V. Stabil’nye i mobil’nye elementy muzykal’noy formy i ikh vzaimodeystvie [Stable and Mobile Elements of Musical Form and Their Interaction]. Teoreticheskie problemy muzykal’nykh form i zhanrov [Theoretical Issues of Musical Forms and Genres]. Moscow: Muzyka, 1971, pp. 95–133.

Korkhonen K. Kompozitory Finlyandii ot Srednevekov’ya do nashikh dney [Korhonen K. Composers of Finland from the Middle Ages to the Present Day]. Yuvyaskyulya: Gummerus Kirjapaino Oy, 2008. 248 p.

Pereverzeva M. V. Aleatorika kak printsip kompozitsii: dis. ... d-ra iskusstvovedeniya [The Aleatory Technique as a Principle of Composition: Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 2014. 571 p.

Segerstam L. «Kompozitor, slovno pes, stremitsya oboznachit’ svoyu territoriyu»: interv’yu [“The Composer, Like a Dog, Aspires to Designate his Territory”]. Interview taken by Ya. Timofeev, V. Ivanova. URL: http://izvestia.ru/news/51406 (05.06.2017).

Composer/Conductor Leif Segerstam. A Conversation with Bruce Duffie. URL: http://www.kcstudio.com/segerstam.html (05.06.2017).

Lindgren. М. Leif Segerstam NYT! [Leif Segerstam NOW!]. Helsinki: Teos, 2005. 475 p.

Segerstam L. Symphony No. 13. Segerstam L. Symphony No. 13, etc. BIS-CD-484. Djursholm: Grammofon AB BIS. 1989, 1991. P. 3.




DOI: https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.1.016-022

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.