О национальной специфике и традициях жанра в сонатах для виолончели и фортепиано композиторов республик СССР

Olga N. Gudozhnikova

Аннотация


В статье рассматриваются сонаты для виолончели и фортепиано композиторов республик
СССР в контексте взаимодействия традиций трактовки жанра и национальной специфики
средств выразительности. Акцентируется внимание на том, что произведения отличаются
разнообразием творческих решений. Для большинства сонат характерно соблюдение типовых
параметров жанра – использование структурных (трёхчастный сонатный цикл) и стилевых
констант (тембровое слияние, равнозначность инструментальных партий, диалогический
тип взаимодействия инструментов). Ряд произведений отмечен индивидуализированным
подходом, который обусловлен авторской концепцией, использованием современных
композиторских техник письма или жанровым синтезом. В этом случае для сонат характерны
нетипичные композиционные и драматургические решения, персонификация партий,
конфликтное соотношение тембров.
В статье подчёркивается, что в большинстве сочинений используется тематизм,
опирающийся на интонационные формулы народной музыки, а также особые тембровые
краски, оригинальные приёмы игры и способы звукоизвлечения, имитирующие звучание
народных инструментов. В статье отмечено, что сонаты для виолончели и фортепиано
композиторов республик Советского Союза отразили основные тенденции эволюции жанра
и внесли значительный вклад в историю мировой музыкальной культуры ХХ столетия.

Ключевые слова: музыка в СССР, жанр сонаты для виолончели и фортепиано,
национальная специфика музыкального тематизма.


Полный текст:

PDF

Литература


Golovyants T. A. Kamerno-instrumental'naya ansamblevaya muzyka Uzbekistana [The Chamber Instrumental Ensemble Music of Uzbekistan]. Tashkent: Fan, 1990. 107 p.

Dolinskaya Ye. B. Predislovie k gramplastinke [Preface to the Gramophone Record]. Vagram Saradzhyan, cello. Performers: K. Khachaturyan (piano), E. Mirzoyan (piano). Moscow: Melodiya, 1979. 33 rpm, stereo. (GOST 5289-73). C 10-1275959-60. Contents: Khachaturyan K. Sonata for cello; Mirzoyan E. Sonata for cello.

Raaben L. N. Sovetskaya kamerno-instrumental'naya muzyka [Soviet Chamber Instrumental Music]. Leningrad: Muzgiz, 1963. 340 p.

Silvestrov V. V. Dozhdat'sya muzyki: lektsii-besedy: po materialam vstrech, organizovannykh Sergeem Pilyutikovym [To Wait for the Music to Arrive: Lectures-C: Based on the Materials of Meetings Organized by Sergey Pilyutikov]. Kiev: Dukh i litera, 2012. 368 p.

Shitikova R. G. Programmnaya sonata v muzyke ХХ veka [The Programmatic Sonata in 20th Century Music]. Fundamental'nye issledovaniya [Basic Research]. 2015. No. 2–23, pp. 5228-5234.

Shcherbakov Yu. V. Muzykal'noe proizvedenie v kontekste teorii zhanra [The Musical Work in the Context of the Theory of Genre]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political, and Legal Disciplines, Cultural Studies, and Art History. Questions of Theory and Practice]. 2015. No. 11 (101), pp. 123–125.

Ruah-Midbar M. Shapiro and Omri Ruah Midbar Outdoing Authenticity: Three Postmodern Models of Adapting Folkloric Materials in Current Spiritual Music. Journal of Folklore Research. New York, Indiana: Indiana University Press, 2017. Vol. 54, No. 3, pp. 199–231.

Schmelz P. Valentin Silvestrov and the Echoes of Music History. The Journal of Musicology. California: University of California Press, 2014. Vol. 31, No. 2, pp. 231–271.

Sephus N. H., Lanterman A. D., Anderson D. V. Modulation Spectral Feature In Pursuit of Invariant Representations of Music with Application to Unsupervised Source Identification. Journal of New Music Research. Swets & Zeitlinger publishers, 2015. Vol. 44, Issue 1, pp. 58–70.

Thompson T. Folklore beyond the Human: Toward a Trans-Special Understanding of Culture, Communication, and Aesthetics. Journal of Folklore Research. New York, Indiana: Indiana University Press, 2018. Vol. 55, No. 2, pp. 69–92.

Tuohy S. Collecting Flowers, Defining a Genre: Zhang Yaxiong and the Anthology of Huaer Folksongs. Journal of Folklore Research. New York, Indiana: Indiana University Press, 2018. Vol. 55, No. 1, pp. 113–149.




DOI: https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.4.216-224

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.