Национально-историческая баллада в музыкальном искусстве романтизма: к постановке проблемы

Olga V. Begicheva, Liudmila P. Kazantseva

Аннотация


В результате системного анализа двух ветвей жанра романтической баллады –
табуированной и национально-исторической – подчёркивается их родовое сходство
(повествовательность, драматизм, привлечение фантастического элемента) и выделяются
индивидуальные признаки национально-исторической жанровой модели. Рассматриваются
её жанрово-феноменологические маркеры: жанровый код «Человек и историческая трагедия
народа»; генеральная интонация жанра Nordic sublime; персонажи – герой, возлюбленная,
повествователь.
Осуществляя поиск архетипических закономерностей в сюжетах, мотивных комплексах,
жанрово-семантическом амплуа героев, в архетипическом устройстве жанра на уровне
композиции и драматургии, авторы приходят к выводу, что национально-историческая
баллада, сохраняя своё логико-структурное содержание, конвертирует «генеральную
интонацию» жанра, вытесняя категорию иррационального страха. «Перелицовку» получают
балладные герои: инфернального пришельца сменяет Воин, повествователя – Певец-пророк
(бард), а жертвенную возлюбленную – героическая дева Севера.
На основе анализа сочинений Джона Блэквуда Мак-Ивена, Арнольда Бакса,
Горацио Паркера, Герарда Бунка, Франца Пёница рассмотрены способы музыкальной
репрезентации названных героев. Отмечено, что в зрелой формации жанра за каждым
героем закрепилась устойчивая лексико-интонационная сфера. Батальная, панегирическая
и героико-драматическая стилистика являются отличительной приметой Воина, женская
ламентация и нордический пейзаж составляют музыкальный портрет девы Севера,
музыкальной «эмблемой» барда становится одическая и песенно-повествовательная
стилистика.

Ключевые слова: романтизм, жанровый архетип, национально-историческая баллада.


Полный текст:

PDF

Литература


Begicheva O. V. The Category of Irrational Fear in the Romantic Horror Ballad. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2012. No. 2, pp. 47–50. (In Russ.)

Begicheva O. V. Romanticheskaya ballada v russkom muzykal'nom iskusstve XIX– XX vv.: zhanrovyy obzor [The Romantic Ballad in the Russian Musical Art of the 19th and the 20th Centuries: Genre Review]. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Filologiya i iskusstvovedenie [Bulletin of the Adygea State University. Series 2: Philology and Art History]. 2018. N. 4, pp. 206–211.

Gornaya I. N. Finskaya kamerno-vokal'naya muzyka XX veka: avtoref. dis. … d-ra iskusstvovedeniya [20th Century Finnish Chamber-Vocal Music: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. St. Petersburg, 2006. 42 p.

Gurevich A. Ya. Srednevekovyy geroicheskiy epos germanskikh narodov [The Medieval Heroic Epos of the Germanic Peoples]. Starshaya Edda. Epos [The Elder Edda. Epic. Translation from the Ancient Slavic by A. Korsun]. St. Petersburg, 2001, pp. 5–20.

Kozubovskaya G. P. Pushkinskiy zimnedorozhnyy tsikl: balladnyy plast [Alexander Pushkin’s Cycle about the Winter Road: Ballad Stratum]. Kul'tura i tekst [Culture and Text]. 2017 (28). No. 1, pp. 98–124.

Kumichev I. V. Zhanr i mifopoeticheskaya spetsifika rok-ballady kontsa 60-kh – 70-kh godov XX veka: na materiale tvorchestva amerikanskikh i angliyskikh rok-grupp: dis. ... kand. filol. nauk [The Genre and Mythopoetic Specific Features of the Rock Ballads of the Late 1960s and the 1970s: Concerning the Material of the Works of American and English Rock Bands: Dissertation for the Degree of Doctor of Philology]. Kaliningrad, 2014. 225 p.

Magomedova D. M. K spetsifike syuzheta romanticheskoy ballady [Concerning the Specific Features of the Plot of the Romantic Ballad]. Poetika russkoy literatury [The Poetics of Russian Literature]. Russian State Humanitarian University. Moscow, 2001, pp. 38–45.

Mamieva I. V. Fenomen kompetentsii sleptsa-skazitelya v osetinskoy literature [The Phenomenon of the Competence of the Blind Narrator in the Ossetian Epos “Narty”]. Nartovedenie v XXI veke: sovremennye paradigmy i interpretatsii: sb. nauchnykh trudov [Nart Studies in the 21st Century: Contemporary Paradigms and Interpretations: A Compilation of Scholarly Articles]. North Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies. Vladikavkaz, 2015. 266 p.

Tumanova O. S. «No derzkogo v Valgalle ty naydesh…»: k voprosu o vospriyatii Skandinavii russkoy poeziey kontsa XVIII – pervoy chetverti XIX veka [“But You Will Find the Bold One in Valhalla”: Concerning the Question of Perception of Scandinavia in Russian Poetry of the 18th and the First Quarter of the 19th Century]. Filologiya v XXI veke: metody, problemy, idei: materialy V Vserossijskoy (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchnoy konferentsii [Philology in the 21st Century: Methods, Issues, Ideas: Materials of the 5th Russian (With International Participation) Scholarly Conference.]. Perm, 2017, pp. 343–348.

Björling D. Chopin and the G-minor Ballade. Luleå: LTU, 2002. 56 S.

Herder J. Auch eine Philosophie der Geschichte zur Bildung der Menschheit. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1967. 176 S.




DOI: https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.4.205-215

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.