О роли скрипки и клавира в инструментальных концертах Йозефа Гайдна

Veronika M. Akshentseva

Аннотация


Среди разнообразия жанров и форм инструментальной музыки Йозефа Гайдна сольный концерт занимает особое место. Именно здесь происходило формирование солирующих и виртуозных свойств скрипки и клавира. Обращение композитора к скрипке и клавиру
не было случайным. Он понимал и учитывал сложившуюся к тому времени органологическую специфику инструментов, сохранял определённые функционально-атрибутивные их роли в сольной и ансамблево-оркестровой концертной практике. Ещё более важным являлся универсализм инструментов, созвучный музыкальному универсализму самого Гайдна, который совмещал в творческой деятельности роли капельмейстера, скрипача, органиста. Вместе с тем формирование тематизма скрипичных и клавирных циклов Гайдна происходило на пересечении «старого» и «нового». Так, типизация оркестрового состава, развитие инструментального солирования в его концертах органично соседствует с ориентацией на барочные принципы концертирования и ансамблевого со-интонирования. Обращение к «королеве» инструментов скрипке не препятствует «экспериментам» композитора
с малоупотребительными инструментами. А завоевание клавиром заметного места в практике музицирования не противоречит варьированию видов инструмента, поскольку они органично соседствуют друг с другом и образуют род клавиров. В концертах венского классика скрипка и клавир имеют равные права и выступают в роли солирующих и технически развитых инструментов, а также прекрасных партнёров в ансамблево-оркестровых объединениях. Изучение названных процессов демонстрирует рождение инструментального концерта
в творчестве яркого представителя эпохи Классицизма Йозефа Гайдна.

Ключевые слова: инструментальный концерт, скрипка, клавир, ансамблево-оркестровый состав, инструментальное солирование, Классицизм, виртуозность, Йозеф Гайдн.


Полный текст:

PDF

Литература


Alekseeva I. V. Basso-ostinato i ego rol' v tekstovoy organizatsii instrumental'noy muzyki zapadnoevropeyskogo barokko [Basso Ostinato and Its Role in the Textual Organization of Western European Baroque Instrumental Music]. Ufa: Gilem, Bashkir Encyclopedia, 2013. 304 p.

Grebneva I. V. Skripichnyy kontsert v evropeyskoy muzyke XX veka: dis. ... d-ra iskusstvovedeniya [The Violin Concerto in 20th Century European Music: Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 2011. 426 p.

Morein K. N., Shaymukhametova L. N. Ansamblevoe muzitsirovanie v zerkale zapadnoevropeyskoy zhivopisi XVI–XVIII vekov [Ensemble Music-Making in the Mirror Reflection of 17th and 18th Century Western European Painting]. IKONI / ICONI. 2019. No. 1, pp. 135–140. DOI: 10.33779/2658-4824.2019.1.135-140.

Preysman E. M. Kamernyy orkestr kak yavlenie v muzykal'noy kul'ture XVII–XX vekov: monografiya [The Chamber Orchestra as a Phenomenon in the Musical Culture from the 17th to the 20th Century: Monograph]. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State University, 2002. 253 p.

Rybintseva G. V. The Structure of the Symphony Orchestra in the Context of the World Perception during the Time Period from the 18th to the Early 20th Century. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2018. No. 3, pp.164 –170. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.3.164-170.

Sitdikova F. B., Alexeyeva I. V. Skripichnyy tekst v sol'nykh i ansamblevykh sochineniyakh zapadnoevropeyskogo barokko [The Violin Musical Text in Western European Baroque Solo and Ensemble Compositions]. Ufa: Laboratory of Musical Semantics of the Ufa State Academy of Arts named after Z. Ismagilov, 2015. 203 p.

Shakir'yanova A. A. Instrumental'nye zhanry «uveselitel'noy muzyki» v avstro-nemetskoy kul'ture vtoroy poloviny XVIII veka: avtoref. dis… kand. Iskusstvovedeniya [Instrumental Genres of “Entertainment Music” in the Austro-German Culture of the Second Half of the 18th Century: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Magnitogorsk. 2018. 29 p.

Shevtsova A. V. The Genre of the Instrumental Concerto in the Viola Repertoire: from Bach to Schnittke. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2018. No. 1, pp. 31–37. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.031-037.

Blazin D. C. Michael Haydn and “The Haydn Tradition” A Study of Attribution, Chronology, and Source Transmissions: A Dissertation Submitted in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of Philosophy. Department of Music New York University, May, 2004. 470 p.

Haydn – harpsichord or fortepiano? URL: https://www.keesrosenhart.com/en/haydn-harpsichord-or-fortepiano/ (31.05.19).

Hoboken A. von. J. Haydn. Thematisch-bibliographisches Werkverzeichnis. Bd. 1. Mainz, 1957. 848 S.

Oxford Composer Companions: Haydn the First Comprehensive Guide to Haydn’s Life, Music and Legacy. Ed. by David Wyn Jones; Cons. ed. Otto Biba. Oxford (ete.): Oxford Univ. Press., 2002. XXI. 515 p.

Range M. With Instrumental Music of All Sorts. The Orchestra at British Coronations before 1727. International Musicological Society. Barenreiter. ACTA Musicologica. Volume 82. 2010, pp. 87–104.




DOI: https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.4.192-204

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.