Научный стиль Генриха Орлова как феномен российской культуры второй половины ХХ века

Lyubov A. Kupets

Аннотация


История российской музыкальной науки второй половины ХХ века немыслима без Генриха Орлова, чьи тексты о музыке всегда признавались профессиональным сообществом в качестве эталона. Орлов в полной мере относится к научной школе Михаила Друскина, в которой чрезвычайно гибко соединялись стремление к оригинальному авторскому взгляду, уважение к традициям своих педагогов с постоянным поиском резонатора изменяющегося исторического времени, а порой и предвосхищая его.
Научный стиль Орлова представляет собой явление динамичное, развивающееся на протяжении более сорока лет. Три его фундаментальные монографии «Симфонии Шостаковича» (1961), «Русский советский симфонизм» (1966) и «Древо музыки» (1992) видятся яркими примерами преломления особенностей исторических эпох в авторском научном стиле, фиксируя три этапа: начало 1960-х годов, вторая половина 1960-х – начало 1970-х и рубеж 1990-х. Среди особенностей стиля первой монографии, написанной во времена «хрущёвской оттепели», следует назвать использование рецензий критиков и самих композиторов в качестве объективации музыкального анализа; содержание симфоний рассматривается сквозь историко-биографический контекст, авторским высказываниям присущи публицистичность и дискуссионность. Во второй книге авторский стиль постепенно академизируется, и появившийся в конце указатель имён наглядно демонстрирует музыкальную картину мира советского интеллигента в начале периода застоя. Третий компендиум Орлова, будучи написан в эмиграции, тем не менее, стал научным бестселлером постсоветского музыкознания. В этой работе сконцентрировались именные черты его научного стиля: концептуальность замысла, проблемность мышления, многоракурсность в анализе объекта, приверженность сравнительному методу и внемузыкальным понятиям и терминам, гипотетико-дедуктивный метод, интерес к темам, имеющим междисциплинарный или полидисциплинарный характер.

Ключевые слова: Генрих Орлов, научный стиль, методология музыкознания, Дмитрий Шостакович, русский советский симфонизм, философия музыки.


Полный текст:

PDF

Литература


Basyrova S. G. Istoriografiya istorii Rossii [The Historiography of Russian History]. Sterlitamak: Sterlitamak State Pedagogical Academy 2007, 208 p.

Gipotetiko-deduktivnyy metod [The Hypothetical-Deductive Method]. Natsional'naya filosofskaya entsiklopediya [National Encyclopedia of Philosophy]. URL: https://terme.ru/termin/gipotetiko-deduktivnyi-metod.html (27.08.2019).

Druskin M. S. Igor' Stravinskiy. Lichnost'. Tvorchestvo. Vzglyady [Igor Stravinsky. Personality, Works and Views]. Leningrad; Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1974, 221 p.

Kazantseva L. P. Avtor v muzykal'nom soderzhanii [The Author of the Musical Content]. Moscow; Astrakhan: Volga, 1998, 247 p.

Kovnatskaya L. G. Genrikh Aleksandrovich Orlov [Genrich Aleksandrovich Orlov]. MUSICUS (Muzykal'nyy). Vestnik Sankt-Peterburgskoy gosudarstvennoy konservatorii im. N. A. Rimskogo-Korsakova [MUSICUS (Musical). Bulletin of the St. Petersburg Rimsky- Korsakov State Conservatory]. 2007. No. 9 (October, November, December), pp. 68–71.

Kupets L. A. Teksty o muzyke dlya detey i yunoshestva: S. Prokof'ev v rossiyskikh uchebnikakh po muzykal'noy literature 1970–1990-kh gg. [Texts about Music for Children and Young Musicians: Sergei Prokofiev in the Russian Textbooks on Musical Literature from the 1970s to the 1990s]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2018. No. 1, pp. 137–144. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.166-173.

Naumenko T. I. Muzykovedenie: stil' nauchnogo proizvedeniya (opyt postanovki problemy) [Musicology: The Style of a Scholarly Work (An Attempt of the Problem Statement)]. Moscow: Gnesins’ Russian Academy of Music, 2005. 210 p.

Orlov G. A. «Voennyy rekviem» Brittena [Britten’s War Requiem]. Voprosy teorii i estetiki muzyki [Questions of Music Theory and Aesthetics]. Leningrad: Muzyka, 1967. Issue 5, pp. 65–99.

Orlov G. A. Drevo muzyki [The Tree of Music]. Washington; St. Petersburg: N. A. Frager & So: Sovetskiy kompozitor, 1992. 408 p.

Orlov G. A. N. A. Rimskiy-Korsakov na poroge XX veka. Puti iskaniy [Rimsky-Korsakov on the Threshold of the 20th Century. Paths of Search]. Voprosy teorii i estetiki muzyki [Questions of Music Theory and Aesthetics]. Leningrad: Muzyka, 1975. Issue 14, pp. 3–30.

Orlov G. A. Russkiy sovetskiy simfonizm: puti, problemy, dostizheniya [The Russian Soviet Symphonic Tradition: Paths, Issues, Achievements]. Moscow; Leningrad: Muzyka, 1966. 332 p.

Orlov G. A. Simfonii Shostakovicha [Shostakovich’s Symphonies]. Leningrad: Muzgiz, 1961. 324 p.

Severnoe siyanie = Aurora Borealis: Al'manakh molodykh uchenykh [The Northern Lights = Aurora Borealis. Almanac of Young Scholars]. Petrozavodsk: Periodika, 2001. Issue 3. 120 p.

Sidorova L. A. Ottepel' v istoricheskoy nauke. Sovetskaya istoriografiya pervogo poslestalinskogo desyatiletiya [A Thaw in Historical Scholarship. Soviet Historiography of the First Post-Stalin Decade]. Moscow: Pamyatniki istoricheskoy mysli [Monuments of Historical Thought], 1997. 288 p.

Sovetskaya istoriografiya [Soviet Historiography]. Ed. by Yu. N. Afanasiev. Moscow: Russian State Humanitarian University, 1996. 590 p. (Rossiya – XX vek [Russia – 20th Century]).

Rabinovich D. A. Dmitry Shostakovich – Composer. Moscow: Foreign Language Publishing, 1959, 165 p.




DOI: https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.4.179-191

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.