К проблеме взаимодействия мелодического начала и гармонии в произведениях Сергея Рахманинова

Oksana E. Sheludyakova

Аннотация


В статье показаны результаты исследования взаимовлияния мелодического начала и гармонической стороны сочинений Сергея Рахманинова. Предметом изучения становятся линеарные функции гармонии, элементы гармонической вертикали в мелодической линии, процессы мелодического обогащения аккордов и гармонических оборотов. В целом ряде случаев аккорд или аккордовое последование становятся объектами мелодического развития через обогащение неаккордовыми звуками и целыми интервально-аккордовыми пластами, через мелодическую разработку в отдельных фактурных линиях. Одновременно происходит наполнение мелодии всем богатством гармонических красок, что становится возможным благодаря теснейшему взаимодействию всех фактурных пластов. Особенно важной для проблемы соотношения мелоса и гармонических процессов в музыкальной ткани в целом становится проблема фонизма. Сделан вывод, что на всех уровнях гармонии действуют общие тенденции: ладовые преобразования гармонической трактовки мелодических единиц (перегармонизация тона, мотива, синтагмы, темы); избегание традиционных последований; преодоление замкнутости и однозначности гармонической трактовки мелодической единицы; преобладание напряжения и процессуальности; внимание к фонической стороне. Мелодическое и гармоническое движение теснейшим образом взаимодействуют, и это не только не обедняет мелодию, но придает ей дополнительную красочность и объёмность, а гармонии – особую интонационную наполненность.

Ключевые слова: С. В. Рахманинов, мелодика Рахманинова, гармония Рахманинова, взаимодействие мелодического начала и гармонии.


Полный текст:

PDF

Литература


Berkov V. O. Rakhmaninovskaya garmoniya [Rachmaninoff’s Harmony]. Berkov V. O. Izbrannye stat'i i issledovaniya [Selected Articles and Research Works]. Moscow, 1977, pp. 345–353.

Bershadskaya T. S. O garmonii Rakhmaninova [About Rachmaninoff’s Harmony]. Russkaya muzyka na rubezhe XX veka: stat'i, soobshcheniya, publikatsii [Russian Music at the Turn of the 20th Century: Articles, Reports, Publications]. Moscow; Leningrad, 1966, pp. 90–117.

Glyadeshkina Z. I. Garmoniya Sergeya Rakhmaninova [Sergei Rachmaninoff’s Harmony]. Ocherki po istorii garmonii v russkoy sovetskoy muzyke [Essays on the History of Harmony in Russian Soviet Music]. Gnesin’s State Music and Pedagogical Institute. Moscow, 1989. Issue 3, pp. 36–57.

Demchenko A. I. “The Russian Spirit is Here …” Towards the 145th Anniversary of Sergei Rachmaninoff’s Birthday. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2018. No. 1, pp. 81–87. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.081-087.

Kurt E. Romanticheskaya garmoniya i ee krizis v «Tristane» Vagnera [Kurth E. Romantic Harmony and its Crisis in Wagner’s “Tristan”]. Ttranslation from German by G. Balter; Foreword and comments by M. Etinger. Moscow: Muzyka, 1975. 551 p.

Miroshnikova L. Nekotorye osobennosti garmonii Rakhmaninova [Some Features of Rachmaninoff’s Harmony]. Teoreticheskie problemy muzyki XX veka [Theoretical Problems of 20th Century Music]. Ed. by Yu. N. Tyulin. Moscow, 1967. Issue 1, pp. 210–237.

Skurko E. R. Sergei Rachmaninoff’s Variations for Piano: Concerning the Question of Interpreting the Genre. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2016. No. 2, pp. 50–56. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.2.050-056.

Khannanov I. D. Muzyka Sergeya Rakhmaninova: sem' muzykal'no-teoreticheskikh etyudov [Music by Sergei Rachmaninoff: Seven Musical and Theoretical Studies]. Moscow: Kompozitor, 2011. 288 p.

Kholopov Yu. N. Garmoniya. Teoreticheskiy kurs [Harmony. Theoretical Course]. Moscow: Muzyka, 1988. 510 p.

Ocheretovskaya N. L. S. Rakhmaninov i problemy stilevogo analiza garmonii [S. Rachmaninov and the Issues of Stylistic Analysis of Harmony]. S. Rakhmaninov: na perelome stoletiy: sbornik materialov IV Mezhdunarodnogo simpoziuma [Sergei Rachmaninoff: At the Turn of the Century: Compilation of Materials of the 4th International Symposium]. National All-Ukrainian Musical Union; Ed. by L. N. Trubnikova; Introductory article by A. Sokolov. Kharkov, 2007, pp. 64–74. (In Ukrainian)

Morgan R. P. Dissonant Prolongations Again: Nontonic Extensions in 19th Century Music. Journal of Music Theory. 2016. No. 60 (1), pp. 1–21.

Schiavio A., Timmers R. Motor and Audiovisual Learning Consolidate Auditory Memory of Tonally Ambiguous Melodies. Music Perception. 2016. No. 34 (1), pp. 21–32.

Siegmiester E. Harmony and Melody. Belmont; Calif.: Wadsworth Pub., 1965–1966. Vol. 1. The Diatonic Stile. 474 p.; Vol. 2. Моdulation; Cromatic and Modern Styles. 440 p.




DOI: https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.4.158-166

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.