Научная школа Л. П. Казанцевой: опыт десятилетия

Polina S. Volkova

Аннотация


В 2019 году исполнилось 10 лет со времени основания Проблемной научно-исследовательской лаборатории музыкального содержания Волгоградского государственного института искусств и культуры. Её создание стало закономерной вехой становления научной школы музыкального содержания Людмилы Казанцевой – доктора искусствоведения, профессора Астраханской государственной консерватории, заведующей Проблемной лабораторией музыкального содержания, академика Международной академии информатизации и Российской академии естествознания, члена Союза композиторов России. Лидер и «выпускники» школы – доктора и кандидаты искусствоведения, культурологии сосредоточены на отработке методологии, инициирующей смыслообразующую деятельность сознания субъекта, вступающего в диалог с искусством. Объединяющая их теоретическая концепция заключается в видении музыкального содержания как художественной сущности произведения, на воплощение и обнаружение которой прямо или косвенно направлено
в музыкальном произведении всё, чем оно располагает. Краеугольными камнями музыкального содержания становятся музыкальный звук, средства музыкальной выразительности, интонация, музыкальный образ, музыкальная драматургия, тема и идея, образ автора. Формируемый композитором базовый «остов» музыкального содержания получает творческое преобразование в интерпретаторской деятельности исполнителя и восприятии слушателя.
Результаты совместного научного поиска, ведущегося школой, представлены в более чем 600 публикациях, докладах на всероссийских и международных научных конференциях, симпозиумах и конгрессах. Школа Казанцевой осуществляет научно-педагогическую деятельность в высших и средних музыкальных учебных заведениях, музыкальных и общеобразовательных школах Астрахани, Брянска, Волгограда, Краснодара, Красноярска, Кургана, Майкопа, Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова и других городов страны, а также за рубежом.

Ключевые слова: музыкальное содержание, образ автора, взаимодействие искусств, русское в зарубежной музыке, научная школа, личность учителя, Людмила Казанцева.


Полный текст:

PDF

Литература


Bakhtin M. M. Problema soderzhaniya, materiala i formy v slovesnom khudozhestvennom tvorchestve [The Issue of Content, Material and Form in Verbal Art]. Bakhtin M. M. Raboty 1920-kh godov [Works from the 1920s]. Kiev: Next, 1994, pp. 257–318.

Volkova P. S. Yazyk i rech' v prostranstve kul'tury: interpretatsiya i reinterpretatsiya [Language and Speech in the Space of Culture: Interpretation and Reinterpretation]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2. Yazykoznanie [Bulletin of the Journal of the Volgograd State University. Series 2. Linguistics]. 2017. Vol. 16, No. 4, pp. 207–214. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2017.4.203.

Volkova P. S., Vybyvanets E. V. «Lunnyy P'ero» O. Kherrmanna: opyt reinterpretatsii [“Pierrot Lunaire” by O. Herrmann: An Attempt of Reinterpretation]. Yuzhno-Rossiyskiy muzykal'nyy al'manakh [South-Russian Musical Anthology]. 2015. No. 4 (21), pp. 43–50.

Kazantseva L. P. Osnovy teorii muzykal'nogo soderzhaniya [The Fundamentals of the Theory of Musical Content]. Astrakhan': Volga, 2009. 368 p.

Kazantseva L. P. Melody and Intonation. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2016. No. 1, pp. 6–12. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.1.006-012.

Kazantseva L. P. The Concept of Intonation in Polyphonic Music. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2016. No. 4, pp. 6–12. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.4.006-012.

Medushevskiy V. V. Dukhovnyy analiz muzyki: uchebnoe posobie: v 2 ch. [A Sacred Analysis of Music: Study Manual. In 2 Parts]. Moscow: Kompozitor, 2014. 632 p.

Shamkhalova P. Sh., Kazantseva L. P. John Tavener. Monodrama The Death of Ivan Ilyich: Concerning the Question of Interpreting Leo Tolstoy’s Novelette of the Same Title. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2019. No. 1, pp. 106–114. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2019.1.106-114.

Kazantseva L. P. The Figurative and Imaginative World in the Pictorial Art and Music of M. K. Čiurlinis. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2015. No. 3, pp. 63–72. DOI: 10.17674/1997-0854.2015.3.063-072.

Kazantseva L.P. Tonality: The Semantic Aspect. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2017. No. 4, pp. 78–83. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.4.078-083.




DOI: https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.4.090-101

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.