Теория музыки Леонарда Эйлера: современное значение и влияние на некоторые области музыкального знания

Irina B. Gorbunova, Mikhail S. Zalivadny

Аннотация


В статье рассматриваются музыкально-теоретические исследования Леонарда
Эйлера (1707–1783), где учёный предвосхищает теоретико-информационные аспекты
музыкальной логики и выдвигает оригинальную трактовку проблем гармонии, а также
связи звуковысотной и ритмической организации в рамках общих периодических
процессов. Несмотря на исторически объяснимые границы этих воззрений, они оказались
примечательными благодаря многочисленным особенностям большой эвристической
значимости, которые остаются актуальными до настоящего времени. Основная ценность
теории Эйлера определяется постановкой ряда фундаментальных музыковедческих проблем,
появление которых было обусловлено состоянием музыкознания и других наук во времена
Эйлера. Можно с полным основанием утверждать, что более активное применение этих
идей может привести к новым плодотворным теоретическим и практическим результатам
также в сфере музыкального образования и воспитания. Таким образом, теоретические
взгляды Леонарда Эйлера на музыку создают необходимые условия для преемственности
между традиционным музыкальным образованием и информационными технологиями
в современном образовательном процессе.
Ключевые слова: Леонард Эйлер, теория музыки, гармония, ритм, теория информации.

Полный текст:

PDF (English)

Литература


Belov G. G., Gorbunova I. B. Muzyka i kibernetika [Music and Cybernetics]. Muzyka i vremya [Music and Time]. 2016. No. 11, pp. 25–32.

Galeev B. M. Svetomuzyka: stanovlenie i sushchnost' novogo iskusstva [Lumia Music: Formation and Essence of the New Art]. Kazan: Tatknigoizdat, 1976. 272 p.

Gorbunova I. B. Informatsionnye tekhnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii [Information Technology in Music and Music Education]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The World of Science, Culture, Education]. 2017. No. 2, pp. 206–210.

Gorbunova I. B., Zalivadnyy M. S. Informatsionnye tekhnologii v muzyke: ucheb. posobie. T. 4. Muzyka, matematika i informatika [Information Technology in Music: Tutorial. Vol. 4. Music, Mathematics and Computer Science]. St. Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia, 2013. 179 p.

Gorbunova I. B., Zalivadnyy M. S. Concerning Mathematical Methods in Music Research and Preparation of Musicians. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2013. No. 1, pp. 264–268. (In Russ.)

Zaripov R. Kh. Tvorchestvo v algoritmicheskikh ramkakh [Creative Activities Within the Limits of Algorithms]. Syuita dlya personal'nogo komp'yutera i orkestra [Suite for Personal Computer and Orchestra]. Ed. by B. M. Vasil'ev. Moscow: Znanie, 1989, pp. 3–25.

Bielawski L. Strefowa teoria czasu i jej znaczenie dla antropologii muzycznej. Kraków: PWM, 1976. 228 s.

Euler L. Tentamen novae theoriae musicae ex certissimis harmoniae principiis delucide expositae. Petropoli: Academiae Scientiarum, 1739. 263 p. (In Lat.)

Gorbunova Irina B., Zalivadny Mikhail S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 4, pp. 55–64. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.4.055-064.

Moles A. La théorie de l’information et la perception esthétique. Paris: Flammarion, 1958. 351 p.




DOI: https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.3.104-111

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.